14 июня 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Эксперимент в Минске: велосипедистам выделят место на проезжей части

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Разметка, жестко разделившая тротуары на велосипедную и пешеходную часть, в ряде случаев не решила проблему совместного использования пространства, а в некоторых местах обозначила военный фронт. Одни не замечают (или не хотят замечать), что невольно зашли на «чужую» территорию, а другие тут же готовы обострить конфликт. Апогеем нарастающего противостояния стал случай с битой. Впрочем, эксперты призывают считать нынешний вариант обустройства велодорожек временным и прогнозируют неминуемый их выход на проезжую часть. Своеобразной премьерой может стать обустройство велополосы на ул. В. Хоружей, проект которой уже разрабатывается. Первые эскизы сможете увидеть в этой статье.

— Хорошо спроектированная транспортная инфраструктура должна быть гармонична по отношению к каждому участнику движения, — говорят специалисты. — Сравнительно недавно о себе заявила ранее не учтенная группа претендентов на городское пространство — велосипедисты. Одним из первых шагов навстречу стало разделение тротуаров на пешеходную и велосипедную часть.

Однако очень быстро стало ясно, что такой вариант не разрешает конфликты. Сейчас далеко не все велосипедисты хотят ездить по тротуарам, жалуются на необустроенность инфраструктуры. Мешают бордюры, необходимость спешиваться на проезжей части. Даже кусты, нависающие над велотротуаром, делают поездку невозможной.

Проблемы стали постепенно решать. Установили первые велосветофоры (начали с пр. Независимости), повесили экспериментальные знаки и таблички, понизили бордюры.

Сейчас в городе более 200 километров совмещенных велопутей, но это не стало волшебной мерой. До сих пор на многих переходах нужно спешиваться, а кое-где доминировал формальный подход — тротуары просто разделили на две части, без учета интересов пешеходов, пассажиров общественного транспорта и пр.

Иногда можно наблюдать такую картину. Утром на работу спешат около полусотни прохожих, заходя на велочасть, а рядом едет один-одинешенек велосипедист. А ведь участники получили равные доли тротуара. Справедливо? Неудивительно, что минчане в условиях явной диспропорции и отсутствия привычки часто не обращают внимания на разметку, нанесенную на тротуарах.

В то же время велосипедисты, получившие наконец свою территорию, стали отчаянно отстаивать права. Посыпались обращения в инстанции, и выяснилось, что вроде бы за выход на велочасть можно даже привлекать. К счастью, до таких прецедентов дело не дошло, иначе это еще больше обострило бы конфликт. Легко представить записи с велорегистраторов с требованием оштрафовать неизвестную бабушку. А в ответ прохожие наверняка стали бы гонять велосипедистов с пешеходной части.

«Нельзя регламентировать то, что в принципе плохо регламентируется», — подчеркивают специалисты.

Эксперты настаивали: все должно быть либеральнее, мягче. Нужно уметь распоряжаться общим пространством, а не делить его, обозначать границы и формализовать конфликт.

— Велотротуар стоит рассматривать как временный компромисс, промежуточный вариант, — считает председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник. — На Западе, на который мы так часто ссылаемся, декларируются именно правила использования common space (общего пространства): ты чуть правее, я немного левее и спокойно разойдемся/разъедемся.

Юрий Важник

Одобрение «нового» решения в Минске со временем сменилось разочарованием. Стало ясно, что уживаться пешеходам и велосипедистам при столь жесткой границе не всегда удается.

В Германии, Голландии и ряде продвинутых стран с точки зрения организации дорожного движения велосипедистам вообще запрещено двигаться по тротуарам — только по проезжей части! Там решили, что объект, движущийся со скоростью 20—30 км/ч, опасен для прохожих, а значит, возможный конфликт нужно устранять.

Минские велосипедисты на свой страх и риск тоже ездят по проезжей части, хотя фактически объявлены там персонами нон грата. Пункт 148 ПДД («Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края») в редких случаях будет трактоваться в пользу велосипедиста в городе.

— Сейчас проезжая часть в Минске — худшее место для движения на велосипеде, — подтверждает общее мнение Юрий Важник. — Это показывают наши исследования, а также ряд происшествий на улицах города. Достаточно вспомнить случаи, когда велосипедисты врезались в автомобили на ул. Куйбышева и ул. Немиге. Это лишь укоренило мнение, что им точно не место на дороге.

Весомых причин несколько. Во-первых, в Минске слишком высокая скорость автомобильного потока, чтобы вплести в него велодвижение. Пресловутые +9 км/ч к максимальному порогу ограничения практически не оставляют шансов велосипедисту в случае наезда.

Во-вторых, придется решить сложную проблему взаимодействия с общественным транспортом, который обычно движется по крайнему правому ряду (если он не заставлен припаркованными автомобилями). Однако заметим, что с аналогичными проблемами сталкивались и на Западе. Там выработали варианты бесконфликтных решений, каждое из которых имеет плюсы и минусы. Например, в Дрездене часто полоса для машин расположена прямо на трамвайных путях.

В-третьих, — и это пока труднорешаемый вопрос для Минска — парковка автомобилей (как санкционированная, так и несанкционированная). В условиях, когда штрафы за неправильную стоянку/остановку небольшие, а наказание нельзя назвать неотвратимым, может появиться искушение бросить машину «на пять минут» на велодорожке.

Тем не менее эксперты решили попробовать вывести велодорожку на проезжую часть в Минске. Это решение может стать первым во многих смыслах. Спустя некоторое время специалисты сделают вывод — масштабировать ли опыт в городе в дальнейшем.

Эксперимент решили провести на центральной улице, но в то же время не на ключевой магистрали. Выделять велодорожку, например, на пр. Независимости преждевременно. После анализа обстановки и изучения велоспроса выбрали отрезок ул. В. Хоружей (от ул. Я. Коласа до ул. Куйбышева), который проезжает около 100 велосипедистов в час. Причем мéста для них немного: тротуар вроде бы широкий, но днем он почти всегда заполнен людьми — рядом несколько торговых центров, магазинов, Комаровский рынок. К тому же на этом участке размещены два подземных перехода — кто таскал на себе велосипед туда-сюда, знает...

Велодорожку планируется разместить с одной стороны проезжей части (ближе к мебельному магазину и торговому центру «Импульс»). Ее обозначат знаком 4.5.1 «Велосипедная дорожка» и нанесут разметку, разделяющую встречные потоки велосипедистов, примерно как на велобане вдоль Свислочи.

А между велодорожкой и автомобильными полосами обустроят буферную зону шириной более метра. Она нужна как своеобразная прослойка между двумя группами потенциально конфликтующих участников дорожного движения. Туда запретят выезжать водителям, выходить пешеходам и пр. Если запрещающая разметка не остановит и будут фиксироваться систематические нарушения, то установят делиниаторы.

— Это не затронет интересы автомобилистов, — подчеркивают эксперты БАЭС. — Полос для машин на пересечениях останется столько же, но их планируется сделать чуть более узкими. Ведь приняли минские водители повсеместное сужение полос для выделения левоповоротного потока. Соответственно, изменения никак не скажутся на пропускной способности.

По словам специалистов, проект позволит приблизиться к решению извечной проблемы. Велобан, построенный вдоль Свислочи, это, можно сказать, спортивная дистанция, рекреационный маршрут, вещь в себе. Для развития велодвижения необходимо связывать центр города, спальные микрорайоны, офисные центры, крупные предприятия, вузы.

Организация хорошего велопути через ул. В. Хоружей позволит проложить еще одну ниточку — от пр. Независимости к Комсомольскому озеру, а значит, к пр. Победителей.

Посмотрим, что предлагают эксперты, в деталях. Наиболее сложный момент — пересечение с ул. Я. Коласа. Сейчас велосипедистам приходится спускаться через подземный переход или объезжать этот участок. Специалисты хотят облегчить задачу, установив велосветофор с отдельной фазой. То есть когда велосипедистам загорится зеленый, остальным придется подождать.

— Заторов из-за выделения дополнительного времени этой группе участников дорожного движения возникнуть не должно, — уверяют представители БАЭС. — В данном узле имеется запас пропускной способности.

Едем дальше по будущей велодорожке и упираемся в остановку общественного транспорта, расположенную со стороны ТЦ «Импульс». Эксперты говорят, что это наиболее проблемный отрезок. На Западе есть несколько вариантов обхода остановок, но какой именно применить на ул. В. Хоружей, пока не ясно. Не исключено, что объект вовсе перенесут.

Возле мебельного магазина места чуть больше и велодорожку планируется пустить по тротуару. Причем специалисты предлагают отказаться от жесткого разделения сплошной линией, но обозначить направление стрелочками. «Курсоры» не будут давать преимущества, а просто направят велосипедистов.

Единственный нюанс на тротуаре связан с упорядочением очереди из пассажиров маршруток (напротив главного входа в здание Комаровского рынка). Иногда она растягивается на несколько десятков метров и может преградить путь велосипедистам. Предлагается ее систематизировать, как это принято в аэропортах.

На перекрестке улиц В. Хоружей — Куйбышева также планируется установить велосветофоры. Однако возникает вопрос с пешеходами. Получается, одним дадут возможность пересекать проезжую часть по верху, а другим придется по-прежнему спускаться под землю? Окончательно решение тут пока не принято. Рассматривается несколько вариантов размещения велопереездов через проезжую часть на этом перекрестке.

В дальнейшем велодорожка выйдет на тротуар, где пространства больше и не так много пешеходов.

На данный момент из потенциальных опасностей проекта видятся выезд и парковка автомобилей на велодорожке. Однако в качестве контрмеры специалисты предлагают при необходимости установить делиниаторы. Впрочем, вряд ли это понадобится. Наверняка такое поведение вызовет бурю возмущения и последующее осуждение не только у велосипедистов.

— Сейчас Минску важно обеспечить три важных свойства велодорожки: безопасность, комфорт и скорость, — перечисляет Юрий Важник. — Предлагаемый проект, на наш взгляд, отвечает всем этим требованиям. Это также позволит минимизировать конфликты с пешеходами и автомобилистами и сделает передвижение для велосипедистов более удобным.


Пробный проект на ул. В. Хоружей (прорабатываются и другие варианты) необходимо воспринимать как готовность организовать пути для велосипедистов на проезжей части в Минске. Следует продемонстрировать, что это возможно и не означает дискомфорт для других участников движения.

Велосипеды в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by